«Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей»

25.12.2015 13:18

 

 

  Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном.

 Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании благоприятных условий для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению.

 Выделяют три стиля, с помощью которых ребенок может адаптироваться к окружающей среде:

а) творческий стиль - ребенок старается активно изменять условия окружающей среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом, приспосабливается сам;

б) конформный стиль - ребенок просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства окружающей среды;

 в) избегающий стиль - ребенок пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспособиться к ним. Наиболее оптимальным, является творческий  стиль.  Наименее оптимальным - избегающий. При обобщении опыта мною были использованы методические разработки и рекомендации  Е. Арнаутовой,  Е.В. Жердевой, Л.В. Белкина, Р.В. Тонковой-Ямпольской, Л.Г. Голубева, А.И. Мышкис.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

         Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Содержательно-насыщенной (разнообразие материалов, оборудования и инвентаря - в здании и на участке). Трансформируемой (возможность изменений предметно-пространственной среды  в зависимости: от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей, от возможности детей. Полифункциональной (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.) наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления (полифункциональных) предметов (в том числе  природные материалы, предметы-заместители. Вариативной наличие различных пространств, разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов. Доступной (доступность среды предполагает для воспитанников  всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования).  Безопасной (соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования).

По своей сути эти принципы где-то дополняют и уточняют друг друга.

Главное требование к предметной среде - ее развивающий характер. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития

 Наша цель - успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.

 Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

 1. Оптимизировать процесс психологической адаптации  детей в ДОУ:

  - снизить уровень тревожности;

 - создание комфортной ситуации;

 - формирование социальной коммуникабельности

 2. Оптимизировать процесс физиологической адаптации:

 -  снизить уровень заболеваемости воспитанников ДОУ;

 - поднять уровень физической культуры детей.

3. Гармонизировать психологическую и физиологическую адаптацию.

         Работа по организации адаптации детей к дошкольному учреждению должна начинаться задолго до поступления ребенка в ДОУ. Изучение ребенка до поступления в ДОУ начинается со знакомства с образом жизни его семьи. Для этого проводится анкетирование родителей из которого делаются выводы о готовности ребенка к поступлению в ДОУ. Продолжаем знакомство с детским садом заочно по фотоальбомам: «Наш любимый детский сад», «Мы ждем тебя малыш», где рассказывается о жизни детей в детском саду.

С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации подхода к детям, проводится диагностика физического состояния и психологической готовности ребенка к посещению ДОУ.

 Работа, во время адаптационного периода детей ведется по следующим направлениям:

 - создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

 - формирование чувства уверенности в детях.

 Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А так он почувствует себя лишь тогда, когда узнает и поймет, какие люди его окружают, в каком помещении он живет. Решению этой задачи, начиная с первого дня в детском саду, посвящается все первое полугодие. Для формирования чувства уверенности в окружающем мире знакомство проводится в игровой форме.

         Для этого первое знакомство с воспитателями и детьми должно проходить в благоприятной, насыщенной   положительными   эмоциями   обстановке.   При   этом необходимо присутствие   обоих воспитателей группы и родителей детей.

 После представления нового члена детского коллектива проводится серия игр, закрепляющих в памяти детей информацию о вновь прибывшем товарище.

         На протяжении всего адаптационного периода проводятся игровые занятия, основными задачами которых являются: преодоление стрессовых состояний у детей,  эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков. Такие как: «Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень-очень он высок», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей», «Купание куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки».

Необходимо использование в работе приемов, которые позволяют затормаживать отрицательные эмоции малышей:

 - игры с песком и водой: «Ловись рыбка», «Дождик как-кап-кап», «Плыви кораблик», «Печем пирожки», «Вымоем машину».

 - пальчиковые игры: «Погладим котенка», «Наш малыш», «Мальчик-пальчик», «Сорока», «Домик».

 - монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур).

 - сжимание кистей рук (малышу предлагали резиновую игрушку-пищалку).

 - рисование фломастером, красками.

 - слушание спокойной музыки: «Утро» (А. Григ), «Мелодия» (Глюк).

В основную часть занятия необходимо включать игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими.

         Завершать занятие играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению. Дети этого возраста хорошо воспринимают материал, объединенный единым сказочным – игровым сюжетом. Проявляющаяся в этом возрасте у детей синтония (эмоциональное заражение), с помощью игр позволяет быстро переключать внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топанье, подражание, таким образом, объединяя детей и создавая положительный эмоциональный настрой.

В течение дня важно использовать потешки, пестушки, колыбельные песенки, детские песенки. С помощью них малыши приобретали необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостные восприятия окружающего мира.  

Следующим этапом моей работы стало создание в группе правильной предметно – развивающей среды.

Существуют различные определения развивающей предметной среды.

  В методических рекомендациях С.Л. Новоселовой приводится следующая терминология.

«Среда – предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

  Среда – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

  Среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

  В исследованиях В.А. Ясвина развивающая образовательная среда – та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».

Одно из важных условий воспитательно - образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

 С первых минут в нашем детском учреждении ребенок попадает в благоприятное, психологически комфортное пространство.

   Расположение зон способствует плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом  соседствует с зоной  игр с машинами.  Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Время от времени я меняю игровые зоны, иногда объединяю, дополняю новым оборудованием. Динамичность среды  побуждает малышей к преобразованию, к исследованию нового. Развивающая обстановка  обеспечивает ребенку ощущение постоянства, стабильности, а мне  позволяет видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки  новых педагогических задач.

В  группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей.

 Спортивный центр- который удовлетворяет  потребность детей в движении. Центр оформлен так, что у ребенка появляется желание заниматься в нем это и яркие картинки, и новый спортивный инвентарь (мячи, кегли, шары, массажные коврики и дорожки).

 Центр творчества.  Очень любят малыши рисовать! Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства.  

Центр природы. В центре природы подобраны растения в соответствии с возрастом детей, которые размещены на уровне роста детей. Это позволяет  детям наблюдать  за тем, как ухаживают за цветами взрослые. Имеется всё необходимое оборудование для ухода за растениями,  календарь погоды, настольные игры, детская художественная литература с красочными иллюстрациями, которые позволяют малышам замечать красоту природы в разные времена года, предметные картинки  различных серий.

Центр книги. Основной задачей  является развитие активной речи.  В книжном центре подобраны предметные и сюжетные картинки, наборы сюжетных картинок, игры по познавательному  и речевому развитию, картотека потешек, стихов, загадок. Дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки.

Центр сюжетно - ролевых игр.    Жилая комната.

Центр сюжетно-ролевых игр расположен так, чтобы создавалось впечатление ограниченного пространства, т. е. уголок огорожен. Воспитателю очень хорошо видно всех ребят. Дети могут самостоятельно подбирать игрушки, атрибуты, предметы-заместители  для  игр. Наборы «парикмахерская», «магазин», больница» размещены в специальных контейнерах.

Центр ряженья. Наряды предусмотрены как для девочек, так и для мальчиков.

Зона двигательной активности.

         Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В зоне двигательной активности расположено оборудование для проведения подвижных игр, утренней гимнастики, а так же для самостоятельных игр детей.  Для удовлетворения потребности в движении отведено большое пространство  в группе. Имеется различное оборудование: воротца, тоннели, мячи, обручи, каталки и игрушки на колесах, мешочки, набитые песком, мягкие кирпичики, сухой бассейн, разноцветные флажки, ленточки  др.        

Дидактический стол  использую для проведения игр-занятий индивидуальных и с небольшой группой детей с целью развития сенсорных способностей.

         Наполняемость дидактического стола периодически меняю. Всё это способствует обогащению чувственного и тактильного опыта  малышей, развитию внимания, памяти, слуха, а так же  формированию сенсорных эталонов. Нравятся ребятам игры с прищепками- с помощью прищепок в руках у ребят оживают зверята, вырастает морковка и репка, павлин раскрывает красивый хвост, солнышко расправляет свои лучики и радостно светит всем окружающим.      

Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Здесь есть: сенсорная ширма, матрёшки, вкладыши разной формы, набор  цветных палочек, игрушки-шнуровки разного вида, разные виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры, ведерки с разноцветными крышками.                                          

Музыкальный  центр

Дети в восторге от  музыкального центра. Здесь есть такие музыкальные инструменты: металлофон, гармошка, пианино, балалайки, бубны, погремушки, колокольчики, погремушки. Создана  картотека музыкально-дидактических игр, сюжетные  и предметные картинки с изображением музыкальных инструментов которые доставляют детям много радостных минут, развивают фонематический слух и чувство ритма.

Центр уединения.

Благородную задачу создания ниши покоя призван решить центр  уединения. Если верить психологам, он должен больше всего напоминать норку. Там должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился - можно вылезать и снова включаться в общую суету.

Среда как многокомпонентное явление – предмет изучения философов, педагогов, экологов, психологов, и других специалистов.

Важную роль в облегчении адаптации играет предметно-развивающая среда в группе, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние.

Также, в процессе адаптации, приветствуется, когда дети приносят с собой из дома любимые игрушки.

 В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п.

 Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

 Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

         Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких .

Гибкий график посещения в период адаптации позволяет разработать индивидуальный режим дня для каждого ребенка. Так, дети с легкой адаптацией, как правило, приходят с утра, детей со средней или тяжелой адаптацией приглашают сначала на прогулку или во второй половине дня. Первые дни ребенок находится в группе с мамой, время его пребывания увеличивается постепенно, также постепенно новичка приучают к системе требований детского сада.

В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретает особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку.

 При общении с семьями воспитанников  должны учитываются типы семейных отношений. Родителей необходимо сделать своими союзниками в вопросах адаптации.

 Основными формами работы детского сада и семьи являются:

 - консультации;

 - анкетирование;

 - родительские собрания;

 - беседы;

 - выставки;

- папки передвижки.

Адаптационный период считается законченным, если:

 • Ребенок ест с аппетитом;

 • Быстро засыпает, вовремя просыпается;

 • Эмоционально общается с окружающими.

 • Играет.

Таким образом, - создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, - создает условия для реализации ФГОС.

        «Деятельность – это целенаправленная активность». Как отмечал классик, самый плохой архитектор отличается от самой хорошей пчелы тем, что архитектор сначала разрабатывает проект, затем возводит здание… А пчела, строит соты по форме своего глаза… Человек смотрит вперёд, – воплощает замысел, реализует поставленную цель, является субъектом, распорядителем ситуации. А пчелу инстинкт подталкивает сзади.  Деятельностный подход к дошкольному образованию, предполагает, что ВОСПИТАТЕЛЬ не ПЧЕЛА, а АРХИТЕКТОР! воспитание – это ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Воспитатель ОРГАНИЗУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и тем самым ФОРМИРУЕТ психику ребёнка. Воспитатель – активный субъект образовательного процесса, его  творец.

        Совместная деятельность возникает там, где люди объединены общей целью, общими переживаниями, где между ними распределены действия, где осуществляется сотрудничество, кооперация. Значит, надо учить ребёнка смирять эгоцентризм, чем-то поступаться ради партнёра, тормозить возбуждение, уступать, подстраиваться.

Заключение

  Я считаю, что значение предметно-развивающей среды для ребенка трудно переоценить. Именно в ранние годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы ребенка. В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребенка.

У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании.

При формировании предметно – развивающей  среды в ДОУ педагогам важно помнить, что развитие дошкольников зависит от того, как организовано пространство, из каких элементов оно состоит, каков развивающий потенциал игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены.

   Список литературы:

 1. Антонова Е.В., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. –N5. – с.49 – 53; N6 – с.46 –51.

 2. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.

 3. Грановская Р.М. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Учебное пособие. – М.: Учитель, 2004.

 4. Дикая Л.Г. Адаптационные группы в ДОУ : Методическое пособие – М.: ТЦ «Сфера», 2005.( Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

 5. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004 .

 6. Доронова Т.Н. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 4 лет. Под ред. Т.Н. Дороновой. – М., 2005.

 7. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого – педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – N7. – с.66 – 77.

 8. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – N1 – c.34 – 37.

 9. Лапин И.П. Педагоги, родители, дети (воспитателю о работе с родителями). - М.: ТОО «ИнтелТех», 2004.

 10. Морозова Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями / Дошкольное воспитание. – 2002. – N11. –с.10 – 14.

 11. Оверчук Т. И. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сборник статей и документов. – М., 2005.

 12. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие – М., Мозаика Синтез, 2004.

 13. Психологический портрет дошкольника. - Новоуральск, 1999 .

 14. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2003. – N2.

 15. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению – М.: Книголюб, 2005.

 16. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – М., АРКТИ, 2006