Воспитание гуманного отношения к природе.

11.03.2015 13:59

 

Доклад на тему:

«Воспитание гуманного отношения детей к окружающей среде».

 

 

 

 

 

 

Выполнила воспитатель: Бурмисова Н.Ф.

Ноябрь 2014 год

 

 

 

Человек и природа... Философы

, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома - Земли.Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание),формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие),развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее),участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.


Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие

:понимание о необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.


Необходимо помнить о том

, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе - необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность - создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок...) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.Задача воспитателей и родителей - подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.


Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда

. Все её аспекты - социальный, предметный компонент природы - оказывают развивающее воздействие. Новая отечественная программа - "Детство", по которой работает наш детский сад - опирается на выработанный за многие десятилетия советской дошкольной педагогикой эталон хороших материальных условий, которые могут обеспечить полноценную в содержательном отношении и разнообразную по форме деятельность детей.


После появления

"Концепции воспитания детей дошкольного возраста", провозгласившей новый, личностно - ориентированный взгляд на ребёнка, создаются концепции развивающей среды дошкольного учреждения. Поэтому большое внимание уделила проектированию развивающей среды, в которой дети могут общаться с природой: наслаждаться красотой растений и поведением животных, наблюдать их видоизменения, участвовать в выращивании молодняка, в уходе за всем живым, что живёт и растёт на территории образовательного учреждения.В связи с тем, что специфическими чертами методики экологического воспитания дошкольников являются: непосредственный контакт ребёнка с объектами природы, "живое" общение с природой, животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения, переделала зону природы. Теперь в нашей группе объекты природы максимально приближены к детям. Намного удобнее ребятам стало ухаживать за растениями и животными, наблюдать за их жизнью.


Отношение к природе

- гуманное, познавательное, эстетическое - теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребёнком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе.


Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса

, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребёнка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях и пр. Я стараюсь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нём, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо проделанной работы.


Видовой состав растений выращенный мною совместно с детьми разнообразный

: фиалка (разного цвета), кактусы, алоэ, фикус, герань и др. Дети с удовольствием ухаживают за ними: протирают от пыли, опрыскивают, рыхлят, участвуют в размножении и пересадках. Важны не количество, а ухоженность растений, их благополучное состояние, правильное размещение, красивое оформление. Считаю, что комнатные растения - это не учебные пособия, а живые существа, которых надо любить и о которых следует заботиться - их существование с человеком взаимовыгодно. Многолетней практикой замечено, что растения хорошо себя чувствуют, развиваются, когда в группе между детьми и взрослыми складываются благоприятные взаимоотношения, в помещении спокойная обстановка, с растениями общаются - часто подходят и смотрят на них, любуются, говорят им приятные слова. В подготовительной группе провожу с детьми акцию: "Вырастим подарок для мамы к празднику". Большую радость, удовлетворение получают не только дети, но и взрослые. Кроме постоянных растений и животных, у нас в группе находятся временные объекты природы. Например, мини-огород на окне - лук, овёс, петрушка, укроп, салат выращиваемые в ящиках в холодное время года. Особенно важны лук и петрушка - это реальная витаминная добавка в питание детей. Каждый год сеем комнатные помидоры. Весной выращиваем вместе с детьми рассаду летников (астры, бархатцы, календула) для клумбы на участке. В конце зимы провожу опыт по выгонке веток деревьев.


Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении

- это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию экологических пространств, их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает систематически думать и реально заботится о братьях наших меньших - растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Но методом, я считаю, эта деятельность становится в том лишь случае, если она выполняется совместно воспитателем и детьми. Обучение дошкольников в совместной деятельности по созданию необходимых условий для растений и животных провожу косвенно - как помощь взрослого ребёнку. Формула старшего дошкольного возраста такая: "Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать всё, что пока у вас не получается". И самое главное, обязательно отмечу все достижения и самостоятельность детей, похвалю их за уверенность и инициативу. Наблюдению, как важному методу познания природы, придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания. Сущность наблюдения - в чувственном познании природных объектов различными формами восприятия (тактильное, зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое). Содержание наблюдений за растениями и животными складывается из следующих моментов: выделение самого объекта, рассматривание внешних особенностей, наблюдение за способами функционирования отдельных органов или частей тела у животных (разнообразная форма поведения), знакомство с компонентами внешней среды, выявление зависимости состояния живого организма от внешних условий. Наблюдения провожу в форме циклов. Это имеет ряд достоинств: дети лучше запоминают информацию порциями, преобладание визуального источника над словесным, каждый новый цикл расширяет знания об объекте, у детей возникает интерес к наблюдениям.


При наблюдении за сезонными изменениями природы в старшей группе использую стационарный календарь природы

, в подготовительной - попробовала воспользоваться недельной методикой. Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, использую несложные опыты. Они способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Опыт всегда ставлю на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Главным принципом в проведении опыта считаю - опыт не должен нанести вред или ущерб животному или растению. Результаты опытов дети зарисовывают в таблицах .


Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды

- экологическая тропа. Она позволяет дошкольнику наглядно познакомится с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по своему решить их. Разработала экологическую тропу - специальный маршрут в природу. Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга. Планирование работы на экологической тропе осуществляю с учётом сезонных изменений и местных условий, сочетаю ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе Важной считаю работу по формированию экологической воспитанности не только у детей, но и у родителей воспитанников. Привлекаю их к участию в разных природоохранных мероприятий: ко "Дню птиц" родители изготовили скворечники, на "День земли" поделились семенами цветов для клумбы, совместно с детьми готовили поделки из природного и бросового материалов к "Осенней поделке". Провела несколько консультаций: "Ребёнок и животные", "Правила взаимодействия в природе", "Соблюдение правил трудовой деятельности в природе".В результате совершенствования развивающей экологической среды в группе, продуманном знакомстве ребёнка с миром природы , у детей старшего дошкольного возраста: сформировались экологические представления, знания о ценности природы, правилах поведения в ней; накопился эмоционально позитивный опыт общения с природой ближайшего окружения; появились умения разнообразной деятельности с растениями и животными. Ведущим личностным достижением детей стало подлинно гуманное отношение к величайшей ценности - Жизни.